понедельник, 17 октября 2011 г.

СТАНОВЛЕНИЕ КРЕПОСТИ

В первые десятилетия нашего столетия Владивосток по праву считался одной из сильнейших морских крепостей мира. "Я уверен, что нет такого врага, который мог бы сломить нашу твердыню Владивосток - оплот России на Дальнем Востоке", - писал в 1912г. герой обороны Порт-Артура, комендант Владивостокской крепости генерал-лейтенант В.А.Ирман Приказ по Владивостокской крепости и 4~му Сибирскому армейскому корпусу 24 июля 1912 г. № 271 // Приказы по Владивостокской крепости. ГАПК, науч.-справ. биб-ка. . Тогдашний Владивосток занимал сравнительно небольшую территорию по северному побережью бухты Золотой Рог и его окрестностям, но его оборонительные сооружения уже в то время были размещены на площади, даже сейчас большей, чем зона современной городской застройки Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.349, оп.8, док.2311. Подходы к городу со стороны залива Петра Великого и вход в бухту защищает холмистый и покрытый лесом Русский остров. Укрепления, размещенные как по его периметру, так и в центре, образовывали южную границу Владивостокской крепости. С севера город прикрывали фортификационные сооружения, расположенные на высотах южного борта долины р. Седанка в 15-20 км от бухты Золотой Рог. Укрепления, сооруженные в различное время, имелись также и на высотах между главной линией обороны и центром крепости.
Владивостокская крепость, существовавшая на рубеже XIX-XX столетий, не имела ни сплошной стены с зубцами, ни бастионов, ни башен - появление нарезной артиллерии и бризантных взрывчатых веществ свело почти на нет оборонительное значение этих элементов долговременной фортификации. В то время крепости уже состояли из отдельных опорных пунктов - фортов и более мелких укреплений, размещенных, как правило, на господствующих высотах, а промежутки между ними заполнялись окопами и оборонялись полевыми войсками Яковлев В.В., Шмаков Н.И. Долговременные фортификационные формы к началу и во время империалистической войны 1914-1918 гг. М.: Воен.-инж. акад. РККА, 1936. .
Идея создания во Владивостоке крепости принадлежала заведующему инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковнику П.Ф.Унтербергеру, известному, впоследствии, административному деятелю и исследователю Дальнего Востока. В 1877 г. во время русско-турецкой войны, когда возникла угроза разрыва отношений с Англией, военные инженеры Морской строительной части Сибирской военной флотилии подполковники Зотиков и Петропавловский спешно возвели земляные батареи на входе в бухту Золотой Рог на мысах Голдобина и Эгершельда, а также на мысе Бурный, в районе нынешней водной станции Тихоокеанского флота, для защиты от десанта со стороны Амурского залива Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.805, оп.5, док.16331. Прибывший во Владивосток в 1878 г. Унтербергер признал эти меры явно недостаточными. Из-за отдаленности Владивостока от центра России и невозможности оказать ему быструю помощь войсками и снабжением, по его мнению, здесь нужно было возвести укрепления для круговой обороны и сосредоточить достаточное количество войск, артиллерии и припасов. Унтербергер предложил разместить береговые батареи на п-ове Шкота, мысе Голдобина, Назимовском полуострове и северной части Русского острова и возвести сильные укрепления временного характера на горе Орлиное гнездо и других высотах, непосредственно примыкающих к центру города Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.13149, оп.4, док.832. Само название "Орлиное гнездо" эта гора, именовавшаяся до начала 1880-х гг. "горой Клыкова", получила при строительстве укреплений в память обороны русскими войсками в 1877 г. горы Св. Николая в районе Шипкинского перевала, названной русскими Орлиным гнездом в честь ее героических защитников. Работы по строительству и вооружению оборонительных сооружений были проведены военным инженером капитаном В.П.Широковым. Места для береговых батарей Унтербергер выбрал настолько удачно, что через двадцать лет эти укрепления только перестроили из дерево-земляных в бетонные, но общая конфигурация береговой обороны осталась неизменной.
В 1889 г. Владивосток был официально объявлен крепостью Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.805, оп.5, док.18331. Дальнейшее развитие крепости связано прежде всего с именем ее первого начальника инженеров полковника К.С. Чернокнижникова. Он почти сразу же предложил возвести новую линию сухопутных укреплений на высотах к северу от Первой речки и к югу от р. Седанки, чтобы гарантированно обезопасить город и порт от обстрела осадной артиллерией Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.802, оп.5 док.11580. В 1897 г. по его плану начали возводить форты Северо-Восточный Северный и Северо-Западный, а также форт Южный на горе Русских (о-в Русский) и стали перестраивать береговые батареи из дерево-земляных в бетонные. Для обеспечения маневра войсками был построен закрытый от обстрела обоих заливов выезд из города (Центральная военная дорога) и канал через перешеек Саперного полуострова (о-в Русский) Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.802, оп.5, док.12073. Однако военный министр генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин из-за экономических соображений распорядился как во Владивостоке, так и в строящейся одновременно крепости Порт-Артур линии обороны расположить максимально близко к стоянкам кораблей и сделать их кратчайшими Ефимов Г.В., Дубанский Л.М. Международные отношения на Дальнем Востоке. Кн.2. М.: Наука, 1973. 294с.
. Не доверяя местным инженерам, указывающим на очевидное несоответствие этого волевого решения главной задаче морских крепостей - обеспечить безопасное убежище для флота, в 1899 г. Куропаткин направил на Дальний Восток известного военного инженера полковника К.И. Величко для составления на месте проектов новых крепостей.
В 1900-1904 гг. по этому проекту под руководством начальника инженеров крепости полковника В.И. Жигалковского и строителя Владивостокских укреплений полковника С.Ф. Чижа построили форты Муравьева-Амурского и Суворова, укрепления № 1, 2 и 3 (позднее - форт Линевича), редуты № 4 и 5 и три люнета. Укрепления соединялись между собой оградой в виде рва и земляного вала, которая тянулась от Амурского залива (район нынешней железнодорожной платформы "Моргородок") до бухты Тихой. На Русском острове возвели форт Русских на одноименной горе и укрепление № 4 (форт Поспелова) на Саперном полуострове. Кроме того, строились и перестраивались 23 береговые батареи Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.349, on.8, док.1970.
В ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. в срочном порядке пришлось строить батареи на побережье Уссурийского залива. Спешка была вызвана тем, что 22 февраля 1904 г. город и порт обстреляла японская крейсерская эскадра адмирала Камимуры. Японцы вели перекидной огонь из-за мыса Басаргина. Батареи Петропавловской группы, расположенные на п-ове Назимова, и Новосильцевская батарея на Русском острове не могли поразить невидимого противника, а Уссурийская батарея в районе Морского кладбища была вооружена мортирами и за недостатком дальности их стрельбы могла обстреливать только линию берега Владивосток: Сб. историч. док. Владивосток: Прим. кн. изд-во, 1960. С.72. . После блокады и падения Порт-Артура крепость существенно усилили, вынеся на материке линию полевых укреплений на намеченные еще К.С. Чернокнижниковым рубежи, а затем продлили ее по высотам южного борта долины р. Седанка до побережья Амурского залива, на Русском острове создали береговые батареи и полевые укрепления на его юго-западном и юго-восточном побережьях. Гарнизон крепости был доведен до двух дивизий и резервной пехотной бригады Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.13149, on.4, док.12.
Во время русско-японской войны крепость обеспечила действия Владивостокского отряда крейсеров на морских коммуникациях Японии, являясь надежным убежищем для флота, и воспрепятствовала расширению боевых действий на территорию Приморской области.
В 1910-1916 гг. крепость кардинальным образом усилили по проекту, разработанному коллективом военных инженеров под руководством инженер-генерала А.Л. Вернандера Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.802, оп.5, док.14758. По этому проекту построили форты № 1-7 и опорные пункты литер А, Е, Ж и З по южному борту долины Седанки от Уссурийского до Амурского залива, форты № 9- 12 на южном и восточном побережье Русского острова, вновь строились или реконструировались около 30 береговых батарей, возводились 23 противодесантных береговых капонира, тоннельные погреба, казематированный мясохолодильник на Первой речке, аэродром на Второй речке, свыше 200 км шоссированных дорог и множество других вспомогательных объектов Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.349, on.8, док.2666. О надежности возведенных сооружений может свидетельствовать совершенно неожиданная проверка в условиях, соответствующих боевым, группы пороховых погребов проекта 1910 г., расположенных в районе ныне печально известных артиллерийских складов Тихоокеанского флота на Второй речке. При пожаре на этих складах в мае 1992 г., в непосредственной близости от этих тоннелей, где хранился запас артиллерийских взрывателей, взорвались десятки и сотни тысяч всякого рода мин, снарядов и пиротехнических средств. Однако благодаря продуманной системе естественной вентиляции и другим конструктивным особенностям этих хранилищ, температура внутри них поднялась лишь незначительно, а детонация от взрывов была погашена и содержимое тоннелей осталось невредимым. Все укрепления, кроме сооружений проекта 1899 г., недостатки которых выявились еще в ходе обороны Порт-Артура, имели много казематированных и подземных сооружений, толщина бетонных покрытий, уложенных по стальным швеллерам или тавробимсам на асфальтобетонной прослойке, достигала 2,4-3,6 м, что обеспечивало защиту даже при обстреле из 420-миллиметровых орудий Временная инструкция для устройства казематированных крепостных сооружений: Утв. Техн. комитетом ГВТУ 22 янв. 1914г. СПб. ,1914. . Конфигурация фортов точно соответствовала рельефу местности, форма которой не нарушалась, а огневые сооружения рассредоточивались на большой площади, что затрудняло пристрелку артиллерии противника. Владивосток оказался своеобразным полигоном для отечественной, а после 1918 г. и мировой фортификационной науки. Инженерные решения, найденные при проектировании его фортификационных сооружений, базировались на обобщенном выдающимся русским военным инженером А.В. фон Шварцем опыте обороны Порт-Артура Шварц A.В., фон. Влияние данных борьбы за Порт-Артур на устройство сухопутных крепостей. СПб, 1910. и опередили время на одно-два десятилетия. Сам фон Шварц лично участвовал 1906 г. в выpa6oтке общей концепции развития крепости, для чего приезжал во Владивосток. Руководил постройкой известный русский военный инженер генерал-майор А.П. Шошин, начальник инженеров крепости и строитель Владивостокских укреплений.
Чтобы выполнить огромный, даже по нынешним временам, объем работ, Шошин использовал все последние достижения строительной техники того времени - механические перфораторы при скальных и тоннельных буро-взрывных работах, бетонные заводы и бетоньерки, камнедробилки, работающие на электричестве Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.13149, on. 5, док.117. Мастерские крепостного инженерного управления на Второй речке, построенные Шошиным, длительное время использовались как промбаза Главвладивостокстроя. Для доставки многих тысяч тонн песка, щебня и цемента на форты от железнодорожной станции Вторая речка была проложена специальная железнодорожная ветка, существующая и до настоящего времени. От нее на все форты от Амурского до Уссурийского залива устроили целую систему подвесных канатных дорог, фундаменты опор которых до сих пор сохранились в пригородном лесопарке. Подобные дороги были и на Русском острове. На строительстве работало до 12 тыс. вольнонаемных рабочих, специально законтрактованных в европейской части России. К 1914 г. укрепления были готовы на 2/3; гарнизон крепости к тому времени составляли: 4-й Сибирский армейский корпус (3-я и 9-я Сибирские стрелковые дивизии и 4-й Сибирский мортирный дивизион), Владивостокская крепостная артиллерия (1-й - 4-й полки) и Владивостокская крепостная саперная бригада (всего до 80 тыс. чел). Вооружение только береговых батарей составляли более 200 орудий калибра 120-280 мм Яковлев В.В. Устройство крепостей в начале ХХ-го столетия; участие их в мировой войне и современное положение вопроса о них. Л.: Изд-во Воен.-инж. акад. РККА, 1925. (Фортификация; Вып.III). .
В годы первой мировой войны крепость лишилась своего пехотного гарнизона и части тяжелого вооружения, отправленных на Западный фронт. Во время гражданской войны она многократно переходила из рук в руки, однако штаб крепости функционировал исправно, имущество и техника на фортах охранялись и лишь в 1923 г. по условиям соглашения с Японией крепость упразднили Ефимов Г.В., Дубанский Л.М. Международные отношения на Дальнем Востоке. Кн.2. М.: Наука, 1973. 294с. .
С крепостью связаны биографии многих известных военных деятелей России. Так, после русско-японской войны во Владивостоке служила целая плеяда героев обороны Порт-Артура - генералы В.А. Ирман, Н.А.Третьяков, В.Ф.Белый и И.А. Тахателов, полковник Р.Ф. Зейц и другие. На Русском острове служил генерал Л.Г. Корнилов, специалист по этнографии и географии центральной Азии, Верховный главнокомандующий русской армии в 1917 г. и один из основателей белого движения. С крепостью связаны биографии известного русского военного летчика Петра Нестерова, знаменитого исследователя Дальнего Востока В.К. Арссньева и многих других

Комментариев нет:

Отправить комментарий